Банковский маркетинг    Вывод товара на рынок    Маркетинговые исследования    Реклама и PR    Теоретический маркетинг    Ценообразование     |   | |
Внешнеторговая цена и ее основные элементы Маркетинговые исследования и анализ конкурентоспособности товара Может ли фирма продавать свой товар по цене ниже себестоимости - Какой нижний допустимый предел цены Основные факторы макро- и микросреды, в которой функционирует фирма Почему фактурная цена одного и того же товара может быть разной Производственная, товарная, сбытовая концепции, концепция маркетинга Составляющие товарной политики фирмы, процедура формирования товарного ассортимента и характеристика товарной номенклатуры Суть и содержание этапов стратегического планирования на предприятии Характеристика и цель составления конкурентного листа |
Основные факторы макро- и микросреды, в которой функционирует фирма  Любая фирма функционирует в определенных социально-политических условиях и испытывает воздействие имеющейся экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Это необходимо учитывать в маркетинговой стратегии фирмы. Силы макросреды представляют собой «не поддающиеся контролю» факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Главные факторы, которые действуют в макросреде:1. Демографический. 2. Экономический. 3. Природный. 4. Технологический. 5. Политико-законодательный. 6. Культурный. Рассмотрим демографический фактор. Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т. д. Население - потенциальные потребители продукции фирмы. В связи с происходящим демографическим взрывом особое внимание привлекают 2 проблемы: 1. Ограниченность природных ресурсов планеты и возросшие требования к уровню жизни. 2. Неравенство демографического роста (в зависимости от стран: в развивающихся одна ситуация, в развитых - другая). Темп демографического роста имеет существенное значение для делового мира. Рост народонаселения влечет рост потребностей - развитие рынка (однако, если покупательная способность окажется недостаточной, наступит спад и произойдет сужение рынков). Но когда рост оказывает существенное давление на существующие ресурсы, цены имеют тенденцию повышаться, а конкурентоспособность падать. В рамках краткосрочных и среднесрочных периодов демографические тенденции являются исключительно надежными факторами изменения рынка (развития). Фирма может взять перечень основных демографических тенденций и точно определить, какое значение будет иметь для нее каждая из них. Взаимосвязанный комплекс экономических факторов представляет собой внешнюю среду функционирования фирмы. Рынок определяется не только населением, но и его покупательной способностью. Покупательная способность есть функция 4 факторов - дохода, цен, сбережений, стоимости кредита. Когда доход возрастает, доля расходов на питание уменьшается, доля расходов на ведение хозяйства остается такой же и доля расходов на другие направления (отдых, транспорт, сбережения, здоровье, обучение) возрастает (это закон Эрнста Энджело). По мере изменения дохода маркетологи должны анализировать изменение спроса на различные блага и услуги. В обществе существует расслоение по доходам. Маркетологу нужно это отследить и произвести сегментацию по доходу. Необходимо также учитывать и географические различия в структуре распределения доходов, с тем, чтобы сосредотачивать свои усилия на районах, открывающих самые перспективные возможности. Важным является также установление эластичности спроса по цене. К факторам экономического окружения кроме того относятся темпы роста отраслей, динамика рынка, его насыщенность, уровень инфляции, безработица, процентные ставки за кредит, инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен. В последнее время серьезное внимание уделяется экологическим факторам внешней среды. Экология производства и потребления может потребовать существенной переориентации в деятельности фирмы, увеличения ее расходов, в том числе на научные исследования. Маркетологи должны учитывать влияние 3 тенденций в развитии природной среды: 1. Истощение природных ресурсов. 2. Рост загрязнений. 3. Возрастающее вмешательство государства в эту область. Научно-технические достижения серьезно меняют среду функционирования фирмы. Все достижения научно-технического прогресса являются противоречивыми. Предприятие должно определить какие новинки появляются в его окружающей среде, что представляет угрозу и что может быть источником развития. Тенденции НТП - ускорение НТП, появление безграничных возможностей, рост ассигнований не НИОКР, усовершенствование существующих товаров, госконтроль за качеством и безопасностью товаров. Экономическая конъюнктура определяет ритм технологического развития. В период рецессии или стагнации инновации являются более скромными. Новая технология обычно порождает последствия, которые обычно невозможно предвидеть при открытии. И маркетологу необходимо следить за главными направлениями технологического развития. Научно-технические разработки меняют образ жизни потребителя, повышают качество удовлетворения потребителей. Сокращается жизненный цикл продукта. Новинки появляются в различных сферах деятельности фирмы: производстве, дизайне, конструировании продукта, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на ее общую стратегию. Как правило, экономическая деятельность фирмы формируется в рамках существующего законодательства. Традиционно государство действует в ряде областей но для общих интересов: оборона, общественные услуги (транспорт, страхование, банки, образование, энергетика, авиация...). Условно, всю систему законодательных актов и нормативов можно подразделить на: регулирующие взаимоотношения с потребителями; с другими фирмами, поставщиками и посредниками; защищающие высшие интересы общества и формирующие экономический базис государства. Нельзя считать культурную среду общества вторичным фактором. Приверженность национальным традициям и обычаям, моральным и культурным ценностям, культивируемая в том или ином обществе, может оказаться решающим фактором в выборе маркетинговой стратегии фирмы. Особенно это касается товаров массового спроса, одежды продуктов питания. Основные культурные элементы - ценности, привычки, мнения и т. д. (они хотя и остаются стабильными, однако оказывают существенное влияние). Теперь рассмотрим факторы микросреды деятельности предприятия. К факторам микросреды функционирования фирмы относятся: - факторы, связанные с поставщиками продукции; - факторы, связанные с конкурентами; - факторы, связанные с посредниками; - факторы, связанные с контактной аудиторией. Факторы, связанные с поставщиками, включают в себя ритмичность и стабильность поставок, уровень цен поставщиков, различные транспортные условия и другое. К факторам, связанным с конкурентами, относят: число основных конкурентов и доли рынка, занимаемые ими; стратегию конкурентов и т.п. Факторы, связанные с посредниками, включают в себя тарифы за расчетно-кассовое обслуживание банков, надбавки торговых посредников, условия реализации по договорам комиссии и т.д. К факторам, связанным с контактной аудиторией, относят: налоговые проверки, ревизии, меры контроля государственных органов и т.д.; приверженность потребителей к продукции фирмы и другие. |